Первичная обработка зерен
Она подразделяется на 2 вида:
Сухая обработка зерен
Данный вид обработки считается наиболее древним. Сухая обработка заключается в том, что плоды рассыпают тонким слоем на землю, ярко освещаемую солнцем. Так как плоды имеют достаточно высокую влажность, очень важно постоянно переворачивать их, чтобы они не отсырели и в результате этого не покрылись плесенью. С этой же целью их накрывают на ночь. Через 2 недели покрывающая зерна мякоть становится сухой и приобретает коричневый цвет, а семена внутри свободно болтаются. Данный способ считается наиболее щадящим для кофейного зерна. В некоторых кофе производящих странах плоды не собирают, а ждут их высыхания на деревьях, когда они сами падают на специально расстеленную под деревьями ткань. Упавшие семена после просеивают и очищают.
Влажная (мокрая) обработка зерен
Сущность данного метода состоит в том, что кофейные зерна не сушат, а пропускают через машину, напоминающую мельницу. Машина производит очистку таким образом, чтобы вся грубая мякоть удалилась, а зерно осталось лишь в тоненькой оболочке. Считается, что данный вид обработки является продолжением пиккинга, когда сырье собирают вручную, приводя к практическому единообразию зерен.
После того как мякоть с плодов была удалена с помощью машин, семена направляют на промывание, которое происходит в специально выстроенных для этих целей каналах. Они сделаны не в виде прямых линий, а слегка извиваются. Это позволяет лучше промыть зерна и обнаружить среди них больные, которые начинают всплывать. Данный способ отбора зерна считается начальной стадией сортировки. После того как зерно промыто, его направляют на ферментацию. Делается это с целью удаления нерастворимых частиц мякоти, оставшейся после промывки. Чтобы зерно прошло эту стадию нормально, его постоянно переворачивают, подставляя под солнце как можно больше поверхности зерна. Как правило, эта стадия длится до 24 часов. После этого зерно направляют на повторную промывку. Данный способ получил распространение сравнительно недавно, в результате чего производимый таким образом кофе считается очень высокого качества. Но это очень дорогая технология производства, поскольку требуется большое количество воды хорошего качества. А у многих стран, производящих кофе, нет такой возможности. Поэтому некоторые производители в целях экономии используют воду по несколько раз.
Конечно, это значительно снижает стоимость работ, но при этом ухудшает качество готового продукта. При многократном использовании воды значительно повышается уровень ее кислотности, что придает готовому продукту очень неприятный вкус и запах. Еще одним недостатком влажного способа можно назвать риск оставить в специальных бассейнах, предназначенных для ферментации кофе, хотя бы несколько зерен. В этом случае они будут несколько раз ферментированы, что в результате испортит всю партию готового кофе. И это проявится не сразу, а лишь в процессе обжарки, когда эти зерна начнут выделять неприятный запах, распространяя его на зерна всей партии.
И как все таки выбрать хороший кофе в магазине
Если вы только пришли в мир кофе и выбираете свою первую смесь, обратите внимание на такие топовые марки как Lavazza, Kimbo, Hausbrandt, illy. Эти марки представлены во многих магазинах. Выбирайте смесь 100% арабики или с небольшим содержанием робусты ~80%/20% средней обжарки. Попробуйте и сравните 2-3 разные смеси и тогда у вас сложится впечатления о собственных предпочтениях. ★ Специально для тех, кто только начинает познавать вкус кофе мы подготовили специальный тестовый набор из 5 различных смесей в маленькой фасовке по выгодной цене, чтобы вы могли попробовать и сравнить вкус кофе от разных производителей, из разного вида и сортов зерен, из разной ценовой категории и определиться, какой кофе вам подходит. Эти же правила относятся и к выбору молотого кофе. Если вы теряетесь среди большого ассортимента смесей посмотрите нашу подборку — рейтинг лучшего кофе в зернах, там подробно описаны характеристики и вкусовые качества самых топовых смесей из нашего магазина.
Если вы уже давний поклонник кофе и у вас есть любимые смеси, но вы хотите попробовать что-то новое и не ошибиться, тогда обратите внимание на состав, пропорции арабики/робусты в смеси, обжарку и выбирайте кофе по похожим параметрам. Велика вероятность, что новый кофе вам тоже придется во вкусу.
Но также призываем вас экспериментировать и пробовать различные смеси. Ведь мир кофе безграничен и это так интересно открывать для себя новые вкусы!
Мы также можем проконсультировать вас по всему ассортименту магазина и постараться вместе выбрать кофе в зернах, который подойдет именно вам!
Выбрать кофе в зернах >>
Обжарка зерен
Тепловой вид обжарки зерен на 2 подвида: контактное и конвективное.
Тепловой контактный способ
При контактном способе зерно обжаривается при прямом воздействии тепла, возникающего в результате соприкасания семян с горячей поверхностью машины, в которой происходит обжарка. Зерно при этом все время мешают, чтобы не произошло его пережаривание. Данный подвид обжарки считается худшим, так как довольно часто происходит пережаривание кофе, цвет зерен получается неоднородным, что ухудшает качество готового продукта.
Тепловой конвективный способ
При конвективном способе используют разогретый воздух, который поступает в камеру, где происходит процесс обжаривания. В данном случае зерно также подвергают постоянному перемешиванию. Качество продукта в результате этого способа обжаривания значительно выше, так как зерно обжаривается более равномерно; зерна имеют равномерный одинаковый цвет — все это улучшает внешний вид готового продукта.
Диэлектрический способ
Осуществляется с помощью СВЧ-энергии, которая проникает в глубину кофейного зерна и прожаривает его. Важная особенность данного метода заключается в том, что кофейное зерно вообще не соприкасается ни с какими нагретыми поверхностями, а это значительно повышает его качество.
Радиационный способ
Сегодня это один из новейших и передовых методов обработки, который не получил значительного распространения из-за достаточной дороговизны оборудования, а также, скорее всего, из-за предрассудков, связанных с радиационным излучением. Сначала кофейные зерна просвечивают гамма-лучами, а затем дожаривают по стандартной тепловой обработке.
Оборудование для производства кофе
Самым доступным видом этого бизнеса является производство зернового кофе, так как для него требуется только лишь:
- Ростер (аппарат для обжарки зерен). Ростер производительностью 10-25 кг в час обойдется по цене от $3500.
- Установка для очистки зерен от мусора.
- Аппарат для купажа. Помогает создавать купажи из различных сортов и видов.
- Упаковочное оборудование.
Как выглядит производство зернового кофе
Видео работы роcтера:
Очень существенно отличается полный список оборудования для производства гранулированного растворимого кофе: это и бункеры (контейнеры) для сырья и полуфабрикатов, и различные весы, и вибрационные сепараторы и охладители, вибросита, транспортеры и элеваторы, грануляторы, насосы, барабаны для обжаривания зерен, и многие другие приборы.
Соединенные вместе, они образуют линию по производству кофе общей стоимостью порядка $3 млн.
Цены на оборудование по технологии freeze dried составляют от $15 млн до $40 млн.
Если же существуют соответствующие производственные площади и другая инфраструктура, то производство сублимированного кофе обойдется значительно дешевле – всего примерно в $3,5 млн.
Зерновые изделия
В годы кризиса 2015 маленькая доля граждан сменила марку на более дешевую того же зернового кофе. Это объясняется тем, что Россия перескочила в эпоху качественных продуктов, ведь сейчас всем известно, что цельные зёрна полезнее.
На долю отечественного товарооборота отнесено 66% натурального кофе, который производят российские фирмы. Среди них:
- «Орими Трейд»,
- «Московская кофейня на паяхъ»,
- Чайно-кофейная
Также присутствуют и иностранные фирмы, такие как Paulig. Эта финская компания еще совсем недавно открыла завод по обжарке зерен в Тверской области. Доход этой компании можно считать одним из самых больших.
Мировые запросы и предложения
На момент 2021 года структура рынка кардинально изменилась. Если посмотреть в далекий 2001 год, то можно заметить следующие тенденции:
- По сравнению с 2001 годом в 2021 снизился спрос на растворимый продукт. Это объясняется ростом зарплат у россиян, а также эффективной рекламой и доказанной пользой зернового. Если в 2001 году опрос показал, что 86% анкетируемых предпочитают растворимый напиток, тогда как этот же показатель сейчас упал до 49% и продолжает убывать.
- В 2021 году примерная цифра потребления данного лакомства в России составила 250 000 тонн, и она также продолжает подниматься.
- На одного гражданина в год приходится около 2 килограммов данных изделий в год.
- Рекордсменами по распитию считаются граждане Финляндии и Дании, там потребление напитка в год на одного человека — 12 килограмм! Эта цифра по Европе чуть меньше – всего 8 кг на человека, что тоже гораздо больше, чем в России.
- Российские любители зернового тоже разделились на две группы: 37% россиян покупают именно зерновой, а остальные приобретают уже молотые зерна.
- Поскольку рынок кофе в России только растет, то наши граждане стали лучше разбираться в сортах зёрен, а также странах, их производящих.
- Опрос, проведенный в 2021 году в Москве показал, что: 90% предпочитают напиток на завтрак, 45% днем, в вечернее время цифра сокращается до 20%, а ночью данный продукт выпивает 3—5 % опрошенных.
- Согласно этому же анкетированию, москвичи предпочитают готовить напиток дома сами (95%), часть употребляет напиток на работе (45%), остальные покупают лакомство в кафе (20%), еще одна небольшая группа предпочитает угощать своих гостей (19%). При этом немалая часть людей берет стаканчик с собой, когда идет на прогулку (10%).
Экспорт в России
Российские фирмы уже давно экспортируют готовый продукт в страны Европы, а также СНГ. У иностранных компаний интерес вызывают:
- Натуральный жареный продукт с кофеином (около 75 % в гранулированном и молотом виде);
- Арабика (23%);
Основные страны экспортеры – бывшие советские республики – Беларусь, Абхазия и другие. Еще недавно самым большим потребителем российского продукта была Украина (69% экспорта), но в связи с тяжелыми политическими отношениями этот процент сильно снизился.
В России важнейшие экспортеры – две столицы – Москва и область (45%), Санкт-Петербург и область (40%). В данной специализации работают около 52 отечественных компаний. Но только 4 из них являются крупными и забирают себе около 85% всей обработки.
Кто потребитель?
Лицо современного гурмана изобразить достаточно просто:
- В основном ароматное лакомство потребляют жители крупных городов с быстрым темпом жизни (73% всех потребителей).
- В основном бодрящее угощение пьют работающие люди, работа часто сопряжена с долгой умственной или физической нагрузкой, для которой требуется дополнительная энергия.
- Основными потребителями являются люди в возрасте от 20 до 50 лет, учащиеся в высших учебных заведениях, умеющие ученое звание и средний уровень достатка.
- Интерес экспертов вызвал тот факт, что большая часть потребителей покупает свою любимую марку (35 % опрошенных), переубедить их очень непросто. Еще часть может выбирать из 3—4 марок, совсем небольшую долю занимают люди, которые часто пробуют новые сорта (7%).
Растворимые изделия
В 2021 году резко повысился спрос на зерновой продукт, в маленьких городах открываются приличные заведения, предлагающие качественные угощения. В связи с этим спрос на растворимые напитки снизился. Однако, зерновые изделия по-прежнему имеют высокую цену, поэтому не все могут себе это позволить.
Преобладающим остается продукт в гранулах, за ним следует кристаллический и порошковый, польза которых достаточно сомнительна. Между тем, спрос на продукцию большую по стоимости растет. Производители грамотно подошли к вопросу, состав растворимого продукта должен соответствовать не только требованиям покупателей, но и нашим стандартам.
Лидирующие производители
Лидеров кофейного рынка в России можно разделить на несколько групп по различным классификациям.
- По компаниям, владеющим контрольным пакетом акций:
- Отечественные ((«Орими Трэйд», «Московская кофейня на паяхъ», ООО «Чайно-кофейная , Strauss Group)
- Широкий спектр продуктов (Nestle Russia, Mondelez, «Орими-Трэйд»).
- По виду продуктов:
- В зернах (Paulig)
- Смешанный (Nestle Russia, Tchibo, Strauss Group, «Орими-Трэйд», «Московская кофейня на паяхъ)
- Гранулированный (Mondelez).
- По количеству производимого
- Меньше 2500 тонн/год (Nestle Russia, Mondelez, Tchibo, Paulig, «Орими-Трэйд», Strauss Group
- От 700 до 3200 тонн/год («Московская кофейня на паяхъ», «Русский продукт);
- Больше 700 тонн/год («Монтана Кофе», «Сафари кофе» и пр.).
Больше половины растворимого продукта создают три основные компании: Nescafe Russia, Mondelez и Tchibo. Лидером можно назвать Nescafe, так как компания производит половину все продукции.
Если говорить о зерновом, то около 70% производят российские фирмы, перечисленные выше в списках. На четвертом месте остается иностранная компания Paulig Group. Рассмотрим самые крупные фирмы поближе.
Nestle Russia:
Первый раз мы услышали об этой компании 22 года назад. Она была открыта в Москве, почти сразу заняла большую часть рынка. Сейчас её главной задачей стало усиление продаж, так как фирма достаточно прорекламирована в России. Производство идет в полный цикл. Данная компания занимает большую часть отечественного рынка кофе во всех его сегментах.
Mondelez
Холдинг на год старше предыдущего, раньше имел название Kraft Foods Russia. Имеет такое же производство.
Tchibo
Самая первая компания на российском рынке, появилась 24 года назад. Основная её задача – расширение сферы влияния и активные продажи
«Московская кофейня на паяхъ»
открылась в 1997 году. Первый завод был запущен в Восточной части Европы в 2004—2005 годах. Продукция также обширна, представлена в различных вариациях на отечественном и мировом рынке.